В Абхазии нет закона, регулирующего отношения людей и бродячих животных. Каждый город республики решает проблему, как считает нужным. В частности, в столице животных просто усыпляют. Несогласные с такой мерой защитники животных пытаются их спасти, создав приют - пока, правда, виртуальный.
Абхазская легенда – Лашкендар - Собачий храм.
Давным-давно жили, говорят, в Абхазии люди-великаны. Был среди них один храбрый воин и смелый охотник. Никого на свете не боялся, даже над лесными дивами смеялся. Ходил он по лесам со своими верными псами, настигал туров на горных кручах, ни перед кем не сворачивал с дороги, ни перед кем не склонял головы. Обидно стало дивам, и решили они наказать гордеца-великана. Как-то ночью дождались они, пока великан, утомленный охотой, уснул, а псы его, почуяв зверя, бросились за ним в погоню в горы. Подкрались к великану дивы и накинули на него шелковую сеть. Опутали его шелковыми веревками, выкололи глаза и сбросили в глубокое ущелье. Вернулись с охоты верные псы и увидели, что хозяина дома нет. Они кинулись искать его и вскоре нашли его лежащим бездыханным в ущелье. Бросились псы за подмогой к крестьянам. рычали, лаяли, тащили за собой. Пришли крестьяне к ущелью и с трудом вытащили тело великана из пропасти. Тут псы разгрызли шелковые путы и принялись зализывать хозяину раны. Четыре дня и четыре ночи не отходили от него верные псы. На пятый день вернулось к нему зрение. А на шестой день встал он на ноги и воздал хвалу верности своим славным псам – воздвиг в их честь храм на горе Лашкендар. С тех пор чтут абхазы собаку, лучшего их друга, сторожа стад и жилищ.
* * *
Абхазы еще в языческие времена наряду с другими божествами почитали божество Алашкентыр. Ему посвящались специальные капища, приносились соответствующие жертвы. Во время утверждения в Абхазии христианства в некоторых местах, где прежде находились языческие капища, христианские проповедники строили храмы, называя их именами прежде почитавшихся здесь языческих божеств. Так, на месте лашкендарского капища близ Ткуарчала в раннем средневековье возник лашкендарский храм с барельефом на фасаде, изображающим двух псов. (лашкендар и алашкентыр означают одно и то же понятие – «божество собаки»). Лашкендарский храм сохранился до наших дней. Уцелел и барельеф с псами. давно уже померк в представлении абхазов ореол «собаки-божества», но верные четвероногие друзья неизменно пользуются их любовью и опекой.
Вариант легенды записан в 1957 г. от Кита Аршба в
селе Акваска Очамчирского района.
Публикации | Просмотров:667 | Добавил:ftata | Дата:01.01.2018